Что такое монтировка? Виды и особенности выбора

При выполнении большинства строительных и ремонтных работ практически всегда нужна монтировка, она же мини-ломик. Этот инструмент используют и в обиходе, и в гараже, и на строительных участках, т.к. он, по сути, является универсальным крепким и надежным рычагом.

В отличие от полноценного громоздкого лома, его уменьшенная копия и легче, и удобнее.

Монтировка stanley

Фомка, как часто в народе называют мини-ломик, может иметь замысловатую форму, от чего различают несколько видов этого изделия.

И каждый из них эффективнее других справляется с конкретной работой.

Сфера использования

Инструмент благодаря своей форме имеет крайне широкое распространение. Он напоминает лом и гвоздодер, поэтому в ряде случаев может использоваться вместо них. Нередко на монтировке имеется характерная лопатка с проточкой как на гвоздодере.

Монтировкой можно:

  • Монтировать и демонтировать покрышки на колесный диск.
  • Разбирать всевозможные деревянные конструкции.
  • Сдвигать тяжести, применяя ее как рычаг.
  • Вырывать с ее помощью гвозди.
  • Колоть твердые материалы – камень, бетон, лед.
  • Вскрывать заклинившие навесные замки.
  • Разрывать цепь и т.д.

Это грубый износоустойчивый инструмент, который в первую очередь необходим при шиномонтаже, на стройплощадках и при выполнении монтажных работ связанных с тяжестями. Острием монтировки можно колоть лед, камень. Она входит в арсенал спасательных бригад. С ее помощью вскрывают двери, разбивают окна, разгибают деформированные при аварии металлические части кузова автомобиля.

Монтировка может использоваться как средство самозащиты. В преступном мире инструмент известен под названием фомка. Он применяется сугубо как рычаг для взламывания замков, дверей, оконных рам, сейфов.

Виды

Ниже назовем только самые распространенные виды монтировок. Существует еще несколько разновидностей, но они узкоспециализированные.

S-образная(универсальная) монтировка

Самый популярный вариант, отличающийся удобством и универсальностью применения. Одна сторона приспособления выгнута полукругом как на фото, а вторая сделана в форме лопатки и отогнута под углом примерно 30 градусов.

На закругленном конце может быть прорезь, чтобы использовать монтировку как гвоздодер.

монтировка S-образная

В некоторых случаях такие прорези могут быть на обоих концах.

Нередко производители добавляют в месте изгиба лопатки вытянутое отверстие, которое позволяет более комфортно вытаскивать гвозди из дерева.

Г-образная

Внешне напоминает описанный выше вариант, но вместо полукруга край изделия просто загнут на угол 90 или более градусов.
Г-образная форма

Ее удобно использовать в местах, где ограничено пространство, как правило, длина не превышает 400 мм.

Среди вариаций также может присутствовать продольный разрез на изогнутом конце для удаления гвоздей. Очень удобно доставать старые гвозди.

Плоская монтировка

Этот вариант используется в автомобильной сфере и в народе называется обычно называется монтажкой. Изготавливается из стальной полосы и может иметь разную длину.

Такое приспособление продается в автомагазинах и идеально подходит для разборки шин.

Плоская монтажка

Использовать плоскую монтажку для сложных и тяжелых работ не стоит, ее прочность намного ниже, чем у стандартных вариантов, и вы, скорее всего, согнете инструмент.

Прямая

Представляет собой прямой стержень. Один его конец заточен под конус, а второй сделан в виде подогнутой лопатки. Прямая монтировка предназначена в первую очередь для водителей. Ее лопатка используется при разбортовке покрышек. Заостренный конец применяется как удлиняющий рычаг для кручения гаечных ключей и головок. Для этого совместно с монтировкой применяется переходная трубка. Заострение позволяет стыковать инструмент с трубами разного диаметра. Встречаются прямые монтировки без острия, а с установленной вместо него резиновой ручкой.

Прямая монтировка

Как правило, они легкие и применяются как вспомогательный инструмент при шиномонтажных работах.

Фигурная

Это также специализированная монтировка, предназначенная для автосферы. Она используется для правки кузова от вмятин. Инструмент также делается из полосы, но поскольку при кузовных работах на него прикладываются небольшие усилия, то это не проблема.

Фигурная

Материал изготовления

Монтировка может изготавливаться из различных металлов:

  • Среднеуглеродистая сталь.
  • Титан.
  • Медь.
  • Биметалл.

Чаще всего можно встретить в продаже именно инструмент из среднеуглеродистой стали. Такой сплав железа позволяет монтировке при чрезмерно сильном механическом воздействии сгибаться, а не ломаться. Если инструмент сломается, то это чревато получением травмы. Когда же он подогнется от нагрузки, то можно понять, что такой рычаг слишком слаб для подобной задачи. Хотя согнутая монтировка считается испорченной, но в отличие от сломанной она в момент перегрузки не наносит травм.

Стоит отметить, что при перегрузке возможен слом монтировки из среднеуглеродистой стали. Это происходит в случае ее неправильной термической обработки на производстве. Закаленный металл поддается недостаточному отпуску, поэтому сохраняет остаточную хрупкость. Подобные сплавы могут делаться устойчивыми к коррозии.

Титановые практически вечные. Они в разы крепче стальных. Также они имеют неоспоримое достоинство – устойчивость к коррозии. На них не появляется ржавчина. Их даже не нужно красить.

Титановая монтировка

Медные являются искробезопасными. То есть при ударе ими об металл исключается образование искр. Они намного менее устойчивы на изгиб, быстро изнашиваются при использовании. Их применяют при ремонте колес в условиях высокой концентрации взрывоопасных веществ в воздухе. Для увеличения прочности производятся омедненные монтировки из стали. Стальной стержень просто покрывается сверху толстым слоем меди.

Биметаллический инструмент менее безопасный, поскольку при работе им возможно сорвать его оболочку и добиться фактического касания внутренней стали с металлическими предметами, что сопровождается искрообразованием.

Как выбрать монтировку?

Ниже приведены критерии, на которые нужно обратить внимание при выборе монтировки.

  • Длина монтировки. Этот показатель может варьироваться от 30 до 85 см. Выбирать стоит тот вариант, который лучше всего подходит для выполняемых работ. Так для снятия шин на мотоциклах хватит варианта на 300 мм, для автотранспорта – 450 мм, для демонтажа оконных рам — 600 мм.
  • Толщина монтировки. Тут все просто: чем толще элемент, тем он прочнее и надежнее. Но вместе с тем, массивные варианты весят намного больше и не всегда есть потребность в высокой прочности, иногда достаточно и тонкого металла (например, плоская монтировка шофера отлично подходит для разборки колес).
  • Качество изготовления. Определить прочность металла на глаз сложно, но можно оценить обработку изделия и исходя из этого, сделать выводы. Расширения на концах должны быть ровными и качественно обработанными, на поверхности металла не должно быть раковин, заусенцев и других повреждений. Слой краски или гальваническое покрытие должны быть равномерными, без повреждений.
  • Конфигурация. Выше были указаны виды монтировок. Вам же нужно определиться, какой вид монитровки лучше всего подходит в вашей ситуации и, исходя из этого, подобрать оптимальное решение. Иногда проще купить два инструмента разных размеров, чтобы выполнять различные работы с максимальным удобством.
  • Покрытие. Его наличие – всегда плюс для инструмента. Как правило, монтировки имеют защитное гальваническое покрытие. Яркий окрас мини-ломика не позволит его потерять на открытой местности, например, строительной площадке.
  • Стоимость. Слишком высокая цена не гарантирует качество инструмента, если речь идет о неизвестном производителе.

Хранение инструмента

Так как монтировка, как правило, изготовлена из обычного углеродистой стали, значит главный враг его – это коррозия. Поэтому рекомендуется монтировку хранить в сухом помещении. Если же это вентилируемый гараж или подвальное помещение, то лучше завернуть инструмент либо в плотную ткань, либо в плотную бумагу.

Читал, что некоторые хозяева обмазывают монтировку тонким слоем машинного масла (иногда упоминалась отработка). Это хороший способ уберечь от появления ржавчины. Но считаю такой способ целесообразным только при длительном хранении или если в месте хранения монтировки большая влажность.

Еще один хороший способ – покрасить монтировку.

Если же местами все-таки проступила ржавчина, то от нее можно быстро избавиться. Можно воспользоваться для этого наждачной бумагой. Те места, которые подверглись коррозии, надо тщательно потереть. Затем обтереть монтировку сухой тряпкой и покрыть поверхность небольшим количеством машинного масла (вполне подойдет и переработанное).

Ссылка на основную публикацию